Игромания, зависимость от компьютерных игр
Несколько лет тому ВОЗ при ООН зарегистрировала новое психическое заболевание, которое называется лудомания (игромания, зависимость от компьютерных игр, гемблинг-зависимость, кибераддикция), которая проявляется в навязчивом, компульсивном стремлении к играм, к стремлению ощущать чувство азарта. Это серьезная эмоциональная зависимость, справиться с которой самостоятельно порой невозможно.
Классификация компьютерных игр по степени опасности:
- ролевые компьютерные игры - игрок принимает на себя роль компьютерного персонажа;
- неролевые компьютерные игры (азартные игры, головоломки, на скорость реакции) - формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основная мотивация - азарт достижения цели, выигрыш.
Основные симптомы игромании, зависимости от компьютерных игр:
- Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого за игрой;
- После начала игры теряется чувство времени;
- Время без игры сопровождается «ломкам», появляется чувство пустоты и скуки, тоскливости, тревоги, раздражительности вплоть до депрессии и физических симптомов. Это подобие абстиненции, которая присуща любой зависимости;
- неспособность прекратить игру, как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;
- большой эмоциональный подъем во время игры, чувство эйфории в моменты выииграшей;
- постоянное сравнивание своих результатов с прежними, чувство гордости за это и стремление делиться этими «достижениями» со всеми и т.д.
Психологи определили тип людей, склонных к игромании, зависимости от компьютерных игр. Это в основном неуверенные в себе люди, которые испытывают трудности в общении, имеют низкую самооценку, ощущают неудовлетворенность жизнью, имеют различные комплексы и т.д. Игры и Интернет - это возможность «ухода» от реальности в иллюзорный виртуальный мир, который дает им возможность почувствовать себя значимым, сильным, реализовать свои желания и фантазии, которые невозможно реализовать в реальном мире (менять возраст, пол, имя, внешность и биографию) и т.д.
Подмена проявляется в том, что игрок начинает неосознанно переносить свой виртуальный опыт на реальный мир. Ведь, чтобы достигать успехов в реальном мире, необходимо прикладывать усилия. Компьютерная игра предоставляет возможность «достигать успеха» без обучения, без приобретения опыта – здесь есть возможность каждый раз начать все заново в новом качестве, в новом образе в любой момент. Игра для игромана становится смыслом жизни и самой жизнью, он начинает смешивать реальность с виртуальность, происходят значительные изменения поведения, деформируется личность.